МКДОУ "" Детский сад "Улыбка"

с.Чёрный Яр

Группа "Искорки"

 

Речевая группа ОВЗ

Воспитатели- Кузнецова Юлия Евгеньевна

Ротова Надежда Ивановна

Логопед-Черемшанцева Наталья Васильевна

Помощник воспитателя -Букова Татьяна Владимировна

Возрастные особенности детей

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

 

Дети с тяжелым нарушением речи (ТНР) – это категория детей, имеющих резко выраженную ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.


Речь для малыша – это важное условие его личностного, социального, интеллектуального развития. Языковые расстройства, трудности в общении со сверстниками и взрослыми являются значительной помехой для получения и усвоения необходимой информации. У детей с заиканием особенно страдает эмоционально-волевая сфера.

 

Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций больного и в первую очередь - на становлении личности. Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятными для ринолалика условиями жизни в коллективе.

 

Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет поведение больных в коллективе.

 

Часто их общение с коллективом одностороннее, а результат общения травмирует детей.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам.

 

 В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.

Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.

Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

 

Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственных ориентировок при письме, при рисовании, при конструировании, фонематического анализа, конструктивного праксиса.


 

  • у многих детей с нарушениями речи психические функции имеют своеобразное развитие, что приводит к разной степени выраженности отставания в психическом развитии и трудностям обучения.

Ощущения и восприятие:

• нарушения фонематического восприятия;

• бедность и недифференцированность зрительных образов;

• непрочная связь слова со зрительным представлением предмета;

• недостаточная сформированность целостного зрительного образа предмета;

 

• сравнение с образцом преимущественно путем примеривания, а не зрительного соотнесения;

 

• нарушения оптико-пространственного гнозиса;

 

• низкий уровень развития буквенного гнозиса (не узнают наложенные друг на друга буквы, плохо различают нормальное и зеркальное написание букв, с трудом называют и сравнивают графически сходные буквы);

 

• пространственные нарушения (трудности ориентировки в пространстве, при письме, при рисовании, при конструировании).

 

Внимание:

• неустойчивый характер внимания;

• более низкий уровень произвольного внимания;

• трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции;

• трудности переключения;

 

• трудности в распределении внимания между практическим действием и речью (детям свойственны речевые реакции уточняющего и констатирующего характера);

 

• частые отвлечения от задания;

 

• низкий самоконтроль (дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не исправляют их).

 

Память:

• снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

• отсроченное воспроизведение низкое;

• объем зрительной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы;

 

• относительно сохранно смысловое, логическое запоминание. Мышление:

 

• отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого дефекта);

 

• трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии;

 

• недостаточная сформированность внутренней речи, проявляющаяся при переходе речевых образований в мыслительные и наоборот;

 

• недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;

 

• трудности в установлении причинно-следственных связей. Воображение:

 

• низкий уровень продуктивного воображения;

• быстрая истощаемость процессов воображения;

• для продуктов деятельности характерны штампы, однообразие;

словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны). Моторика:

 

  • нарушения равновесия;
  • нарушения координации движений;
  • недифференцированность движений пальцев рук;
  • недифференцированность артикуляционных движений.
  1. Особенности деятельности. Игровая деятельность:
  • большая вариабельность в зависимости от формы речевой патологии;
  • трудности взаимодействия со сверстниками;
  • трудности в играх с правилами;
  • часто игры носят подражательный характер;
  • речевое общение затруднено;

 

  • игровой сюжет, как правило, простой, однообразный, не имеет целенаправленного характера.

 

Изобразительная деятельность:

 

  • нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.;

 

  • бедность сюжетов, узость тематики. Учебная деятельность:
  • низкая общая организованность;
  • неустойчивость;
  • рассеянность внимания;
  • слабость переключения внимания;
  • уход от трудностей;
  • низкий самоконтроль;
  • механические приемы выполнения заданий.

 

  1. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности Многим детям с речевыми нарушениями свойственны:

 

• зависимость от окружающих;

• пассивность;

• низкая работоспособность;

• сниженный уровень притязаний;

• неадекватная самооценка;

• расстройства настроения

 

Предметно-развивающая среда группы

Уголок для родителей

Уголок творчества детей

Уголок патриотическое воспитание:

Уголок казачества

Уголок патриотическое воспитание: символика

Уголок патриотическое воспитание :

Уголок России

Уголок развивающих игр

Уголок природы

Уголок дидактических игр: народные промыслы

Уголок информационный (календари, открытки, значки)



 

 

Дата последнего обновления страницы 29.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения