Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций больного и в первую очередь - на становлении личности. Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятными для ринолалика условиями жизни в коллективе.
Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет поведение больных в коллективе.
Часто их общение с коллективом одностороннее, а результат общения травмирует детей.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам.
В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.
Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.
Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственных ориентировок при письме, при рисовании, при конструировании, фонематического анализа, конструктивного праксиса.
- у многих детей с нарушениями речи психические функции имеют своеобразное развитие, что приводит к разной степени выраженности отставания в психическом развитии и трудностям обучения.
Ощущения и восприятие:
• нарушения фонематического восприятия;
• бедность и недифференцированность зрительных образов;
• непрочная связь слова со зрительным представлением предмета;
• недостаточная сформированность целостного зрительного образа предмета;
• сравнение с образцом преимущественно путем примеривания, а не зрительного соотнесения;
• нарушения оптико-пространственного гнозиса;
• низкий уровень развития буквенного гнозиса (не узнают наложенные друг на друга буквы, плохо различают нормальное и зеркальное написание букв, с трудом называют и сравнивают графически сходные буквы);
• пространственные нарушения (трудности ориентировки в пространстве, при письме, при рисовании, при конструировании).
Внимание:
• неустойчивый характер внимания;
• более низкий уровень произвольного внимания;
• трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции;
• трудности переключения;
• трудности в распределении внимания между практическим действием и речью (детям свойственны речевые реакции уточняющего и констатирующего характера);
• частые отвлечения от задания;
• низкий самоконтроль (дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не исправляют их).
Память:
• снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;
• отсроченное воспроизведение низкое;
• объем зрительной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы;
• относительно сохранно смысловое, логическое запоминание. Мышление:
• отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого дефекта);
• трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии;
• недостаточная сформированность внутренней речи, проявляющаяся при переходе речевых образований в мыслительные и наоборот;
• недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;
• трудности в установлении причинно-следственных связей. Воображение:
• низкий уровень продуктивного воображения;
• быстрая истощаемость процессов воображения;
• для продуктов деятельности характерны штампы, однообразие;
словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны). Моторика:
- нарушения равновесия;
- нарушения координации движений;
- недифференцированность движений пальцев рук;
- недифференцированность артикуляционных движений.
- Особенности деятельности. Игровая деятельность:
- большая вариабельность в зависимости от формы речевой патологии;
- трудности взаимодействия со сверстниками;
- трудности в играх с правилами;
- часто игры носят подражательный характер;
- речевое общение затруднено;
- игровой сюжет, как правило, простой, однообразный, не имеет целенаправленного характера.
Изобразительная деятельность:
- нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.;
- бедность сюжетов, узость тематики. Учебная деятельность:
- низкая общая организованность;
- неустойчивость;
- рассеянность внимания;
- слабость переключения внимания;
- уход от трудностей;
- низкий самоконтроль;
- механические приемы выполнения заданий.
- Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности Многим детям с речевыми нарушениями свойственны:
• зависимость от окружающих;
• пассивность;
• низкая работоспособность;
• сниженный уровень притязаний;
• неадекватная самооценка;
• расстройства настроения
Предметно-развивающая среда группы
Уголок для родителей
Уголок творчества детей
Уголок патриотическое воспитание:
Уголок казачества
Уголок патриотическое воспитание: символика
Уголок патриотическое воспитание :
Уголок России
Уголок развивающих игр
Уголок природы
Уголок дидактических игр: народные промыслы
Уголок информационный (календари, открытки, значки)